Что на самом деле делает хороший преподаватель (тренер, коуч)?
Он создаёт общее с учеником, на двоих, ВИДЕНИЕ результата. Результата, который ученик получит через некоторое время после занятий.
А когда у ученика появляется это видение, всё что остаётся — воплотить его в физической реальности.
Типичный эффект: по знакомой дороге путь короче кажется — уже знаешь куда попадёшь.
Потерянный смысл
Плохие преподаватели (тренеры, коучи) показывают путь в узком отрезке. Сегодня, завтра, максимум следующее занятие... и непонятно что в итоге.
Самые плохие (таких большинство) — не показывают ничего вообще. «Просто делай это», — говорят они. И НИКОГДА не могут ответить на простой вопрос: «Для чего нужно то, что я сейчас делаю?».
Для чего нужно учить гаммы? — Да просто нужно, и всё.
Для чего знать, что такое тоника, субдоминанта, доминанта? — Да просто нужно, программа же такая, умные дяди в министерстве утвердили давно. Кто ты такой, чтобы думать?
(На самом деле, гаммы нужны, чтобы знать, из каких нот может состоять мелодия, а какие в ней, скорее всего, не встретятся. А аккорды тоники, доминанты и пр. — чтобы подбирать мелодию).
Не знаешь, зачем — не сможешь использовать
Увы, но это так. Поэтому у плохих преподавателей ученики, проведя минимум 5-7 лет в музыкальной школе, подбирать и сочинять что-то простенькое не могут. Ноты есть — играем, нот нет — всё, человек бессилен.
Обидно.
Факт, ещё более меня удививший. Люди из Эстрадно-Джазового колледжа, импровизаторы по специальности, отучившись 4 года после музыкальной школы — импровизировать не могут. Узнала случайно, когда они пытались стать нашими преподавателями... Не прошёл номер.
Хорошие же преподаватели — показывают путь до конца
До результата. Постоянно напоминают вам о результате. Если вы сами не знаете, чего хотите — всегда СНАЧАЛА выяснят, чего же вы хотите, куда вы хотите прийти. Это — самый главный вопрос.
И не стесняются вопроса «Зачем?». Потому что сами знают, зачем. В отличие от посредственных ;)
Почему с хорошим учителем получается лучше?
Потому что он верит в вас больше, чем вы сами.
(А это вера основана на опыте: он ВИДЕЛ как идут туда куда вы хотите. он ДОВОДИЛ туда за руку людей. И знает что это возможно, пока вы сидите и сомневаетесь: ведёт эта дорога в Рим или нет).
У кого я занимаюсь?
Итак, если вы занимаетесь сейчас у кого-то и где-то. Имеет смысл задать себе пару вопросов:
1) К какому результату вы идёте? Идёте ли, или просто учите «нечто» по кем-то придуманному плану, «потому что так надо»?
2) Знаете ли вы, для чего вы учите тот или иной предмет либо его часть? Каким целям этот навык должен послужить в будущем, к чему привести? Знает ли ваш преподаватель, для чего нужно то, чему он вас учит?
А вы если занимаетесь у кого-то, и не знаете что в конце — можете задуматься ;)
Очень понравился пост! Действительно важно рисовать картину результата, чтобы человек знал к чему стремиться. Возьму на заметку, что надо чаще напоминать ученикам зачем отрабатываются те или иные навыки :) Спасибо!
Очень правильная статья. Лично мне действительно обязательно надо знать «зачем», чтобы что-то делать. Если мне говорят делать и не говорят «зачем», то пока я сам не придумаю это «зачем» — ничего не буду делать. А как только придумываю, то обычно действую гораздо эффективнее.
Да пост интересный. Ходил к учителю лет 5, зато когда бросил тут пошла настоящая игра) Я начал сам стремиться изо всех сил делать лучше читать литературу учебники. Для меня учителя не лучшее лекарство.
Согласна! Стандартный подход к преподаванию нужно менять. Хорошая статья. А ещё это так же, как и с иностранным языком: нужно начинать говорить, сразу же, когда учишь первые 5 слов, а не после 5-7летнего курса. Так же и в музыке — можно с первого занятия начинать что-то исполнять, а часто получается так, что исполнитель годами тренируется для будущего результата, который иногда так и не наступает)